Как повысить надежность защиты кабелей под землей
В небольшом государстве Сингапур, площадь которого составляет всего около 697 квадратных километров, а население чуть более 4 миллионов человек, где развита промышленность и возведено множество небоскребов, имеет место наиболее низкая во всем мире частота повреждений подземных кабельных трасс. А все дело в том, что, если при проведении земляных работ экскаватор порвет какой-либо кабель, то, по местному законодательству, производителя работ и руководителя фирмы, которой принадлежит экскаватор, могут отправить в тюрьму на 10 лет каждого.
В настоящее время в Республике Беларусь организация повредившая кабель в основном «отделывается» штрафом и за свой счет восстанавливает поврежденную кабельную линию, в тоже время практика последних лет показывает, что любая авария, приводящая к отключениям ответственных потребителей или массовым погашениям, вызывает широкий общественный резонанс, так как приводит к хаосу в хозяйственной и бытовой жизни населенных пунктов. С учетом современных особенностей эксплуатации подземных коммуникаций в Беларуси, где законодательство не имеет столь суровых санкций к лицам и организациям повредившим кабель, ООО «ИнтербелтрейдЭнерго» г. Минск разработало и запустило в производство более надежный инновационный материал для защиты подземных кабельных линий - ленту защитно-сигнальную серии (ЛЗС). Лента ЛЗС, производится таким образом, чтобы служить наиболее труднопреодолимым препятствием для подобных безответственных «копателей».
Прочность на сжатие и ударная нагрузка для ЛЗС согласно проведенным испытаниям примерно в 5 раз выше прочности традиционного материала для защиты кабельных сетей – кирпича. При ручном откапывании кабеля, или воздействии на защитный слой сверху, ЛЗС обеспечивает лучшую защиту кабеля, от повреждений по сравнению с кирпичом и практически одинаковую в сравнении с импортными аналогами для защиты кабельных сетей. Однако этот аспект надежности защиты кабельной трассы актуален лишь в случае вертикального воздействия на нее и наиболее часто встречается при ручном способе ее вскрытия с помощью лопаты или лома. Учитывая повсеместную механизацию земляных работ, нами были доработаны механические характеристики и размеры ленты ЛЗС, с тем, что бы обеспечить наилучшую защиту в сравнении с любыми мелко сегментированными материалами (кирпич, бетонные или композитные плитки, и пр.). В частности, имея сведения о технических характеристиках наиболее распространенных в Республике Беларусь экскаваторов, наши специалисты создали защитный материал с прочностью на разрыв 14,7 МПа., выпускаемый в рулонах по 50-т метров. Такой материал при захвате ковшом экскаватора, в отличие от мелко сегментированной защиты в виде кирпича, окажет значительное сопротивление на разрыв и предотвратит повреждение кабельной линии. Следует отметить, что вырывное усилие, развиваемое гидроцилиндрами ковша экскаватора на базе МТЗ 82, составляет 4 кН, а всей стрелы в целом – 18 кН (максимально допустимое 21 кН). Для разрыва ленты ЛЗС шириной 250 мм. необходимо приложить усилие от 12,5 до 18 кН в зависимости от положения ленты на ковше. Не заметить такое сопротивление, оказываемое работе экскаватора невозможно!
Очевидно, что кирпич, будет просто вырыт вместе с грунтом и не выполнит своей защитной функции. Крайние кирпичи, попавшие на ковш будут, либо вырваны, либо обломаны, так как по стандарту СТБ 1160-99 имеют прочность на изгиб около 2 МПа. В тоже время лента ЛЗС не разрушается даже при изгибе на 180 градусов, что не дает возможности ковшу экскаватора вырвать даже ее отдельный кусок. Лента ЛЗС будет продолжать защищать кабельную линию, даже в случае захвата ковшом экскаватора кабеля и ленты одновременно (при захвате ковшом экскаватора кирпича, острые растрескавшиеся обломки лишь ускорят повреждение изоляции). В таком случае силы сопротивления разрыву для кабеля и ленты будут иметь общее направление, увеличивая защиту от порыва. Кроме того, при вылете ковша более чем на 2,5 метра сила для разрыва ЛЗС становиться сопоставимой с опрокидывающей силой для экскаватора (14кН). Отдельно хочется отметить сопротивление ленты при попытке ее вытягивания из грунта. На стандартном отрезке ленты ЛЗС шириной 250-т мм. и длинной 50-т м. после засыпки траншеи оказывается более 11т грунта и, учитывая коэффициент трения ленты о грунт (более 0,5) для её вытягивания понадобиться усилие более 55 кН, что делает невозможным вытягивание ЛЗС из грунта из-за ограничения по прочности самой ленты. Даже при использовании укороченного отрезка ленты ЛЗС длиной от 18-ти метров ее невозможно будет «стянуть» с защищаемого кабеля поддев ковшом экскаватора.
На сайте proekt.by есть интересный отзыв от энергетика из г.Гродно о том, как ЛЗС ведет себя ,когда на нее натыкается землеройная техника:
Полностью обсуждение этой темы читайте по этой ссылке.