Реквизиты

Республика Беларусь
г. Минск, ул. Лукьяновича, 10
Схема проезда

Линейная арматура от мирового лидера концерна «ENSTO»

Сегодня, наступило время, когда плохое качество строительства линий электропередачи целиком увязывается с покушением на энергобезопастность Республики Беларусь. Руководство нашего государства, прекрасно понимая эту взаимосвязь, нацеливает субъекты хозяйствования всех уровней на экономию государственных средств через внедрение ресурсосберегающих технологий. Наше предприятие предлагает решать задачу ресурсосбережения при строительстве воздушных линий электропередачи путем применения новейших электротехнических достижений мировых лидеров, таких как концерн «ENSTO».

Монтаж линейной арматуры

В настоящее время наше предприятие осуществляет поставки на рынок Республики Беларусь линейной арматуры для воздушных линий электропередачи 0,38 кВ производства фирмы «ENSTO» (Финляндия). Данный товар не включен в ежегодно издаваемый «Госстандартом» перечень товаров, требующих сертификации в Республике Беларусь.

Смотреть прайс-лист на линейную арматуру

Хочется несколько слов сказать о самом производителе линейной арматуры.

Концерн «Ensto Oy» - это семейное предприятие и международный концерн, специализирующийся на разработке, производстве и продаже потребителям электрических систем и комплектующих к ним. Концерн был основан в 1958 году. Оборот Концерна составляет порядка 210 млн. евро. Его продукция с успехом применяется как в системах распределения, так и в системах повседневной эксплуатации электричества, таких как: комплектация электрических сетей до оборудования систем освещения, отопления и высокотехнологических систем контроля жилых, общественных и офисных зданий.

Число сотрудников фирмы в странах Европы, в России и Китае приблизительно составляет 1350 человек. Офисы и предприятия находятся в 17 странах мира.

Концерн работает как профессиональный и надёжный партнер, предлагая лучшее обслуживание клиенту и инвестируя в разработку новой продукции и модернизацию оборудования.

Деятельность концерна «Ensto Oy» делится на следующие основные направления:

Спрос на продукцию фирмы столь велик, что концерн может удовлетворить лишь 60% заявок поступающих из Российской Федерации, нашей фирме удалось получить свою квоту продукции для рынка Республики Беларусь лишь в результате многомесячных переговоров.

Несколько слов хотелось бы сказать и об актуальности в настоящий момент вопроса использования линейной арматуры «ENSTO» в наших электрических сетях. Переход нашими энергетиками, основываясь на передовом мировом опыте, на использование при строительстве ВЛИ провода СИП преследовал  следующие цели:

  1. Высокая надежность в обеспечении электрической энергией.
  2. Резкое снижение (до 80%) эксплуатационных затрат, вызванное высокой надёжностью и бесперебойностью энергообеспечения потребителей, а также отсутствием необходимости в широких просеках для прокладки ВЛИ в лесных массивах и расчистки просек в процесс эксплуатации линии.
  3. Отсутствие или незначительное обрастание гололедом и мокрым снегом изолированной поверхности проводов. Это объясняется тем, что ПЭ является не полярным диэлектриком и он не образует ни электрических, ни химических связей с контактирующими с ним веществом в отличие, например, от ПВХ. Кабельщики хорошо знают эту особенность ПЭ. Например, при попытках маркировать изолированное ПЭ изделие каплеструйным способом краска легко оттирается, в отличие, от ПВХ, и требуется специальная эл. статическая обработка поверхности ПЭ для удержания краски. Именно по этой причине мокрый снег легко стекает с круглой поверхности изолированных ПЭ проводов. В проводах марки А и АС мокрый снег может удерживаться в канавках между проволоками, являясь первопричиной обрастания.
  4. Уменьшение затрат на монтаж ВЛИ, связанное с вырубкой более узкой просеки в лесной местности, возможностью вести монтаж проводов по фасадам зданий в условиях городской застройки, применением более коротких опор, отсутствием изоляторов и дорогостоящих траверс (для ВЛИ-0,4 кВ).
  5. Снижение энергопотерь в линии из-за уменьшения более чем в три раза реактивного сопротивления изолированных проводов по сравнению с не изолированными.
  6. Простота монтажных работ, возможность подключения новых абонентов под напряжением, без отключения остальных от энергоснабжения и как следствие сокращение сроков ремонта и монтажа.
  7. Значительное снижение несанкционированных подключений к линии и случаев вандализма и воровства.
  8. Улучшение общей эстетики в городских условиях и значительное снижение случаев поражения электротоком при монтаже, ремонте и эксплуатации линии.
  9. Возможность прокладки СИП по фасадам зданий, а также совместной подвески с проводами низкого, высокого напряжения, линиями связи, что дает существенную экономию на опорах.

Среди множества безусловных преимуществ СИП можно было бы выделить и некоторые недостатки:

  1. Незначительное увеличение стоимости (не более 1,2) изолированных проводов по сравнению с традиционными неизолированными проводами А и АС.
  2. Пока ещё недостаточная готовность отечественных энергосистем к переходу на изолированные воздушные линии, связанная с отсутствием информации, нормативной документации, инструмента и подготовленного персонала, а также недостаточное количество качественной линейной арматуры.

Каждому энергетику известно, что любые прогрессивные новшества при строительстве линий электропередачи не дают эффекта при отсутствии гарантированного, надежного контактного соединения. Как показала практика и отзывы монтажных организаций, линейная арматура для СИП, применяемая в настоящий момент в Республике Беларусь, не всегда производится с учетом будущих эксплуатационных затрат и гарантийных сроков эксплуатации линий. В связи с этим, хочется перечислить ряд выявленных нами негативных фактов :

armatyra2-small1. О какой рачительности , бережливости и ресурсосбережении может идти речь , если прежде всего, применяемый при производстве линейной арматуры пластик будет неустойчив к воздействию атмосферы. Следствием этого, например, является – быстрое ветшание кожухов для изоляции соединительных зажимов , разрывы корпусов анкерных (натяжных) зажимов (см.фото) , ремешков для связки кабеля. Таким образом «копеечная» стоимость данных изделий оборачивается нешуточными затратами по восстановлению линий электропередачи. Корпуса зажимов «ENSTO» выполнены из стеклонаполненного полиамида, который характеризуется высокой механической прочностью и стабильностью электрических и механических характеристик во времени, а также при воздействии атмосферных явлений (дождь, снег, гололед, перепады температуры). Выбранный данным производителем материал корпуса позволяет обеспечить достаточную его прочность при монтаже (прокол изоляции провода и обеспечение электрического контакта) и ее сохранение в течение длительного периода эксплуатации.

2. Из наиболее часто встречаемых недостатков механических свойств применяемых при строительстве ВЛИ зажимов: недостаточная острота прокалывающих зубцов, некачественная резьба отверстий для зажимающих болтов, следствием этого «брака» является ненадежность электрического контакта и неустойчивость к механическим нагрузкам. Низкое качество выпускаемой продукции требует от монтажных организаций выделения людей для проведения токарных работ по доработке линейной арматуры.

Линейная арматураВ качестве альтернативного примера нашему качеству производства хочется привести пример похода к качеству зажима серии SLIP, разработанные в Финляндии фирмой Ensto. Они соответствуют требованиям немецкого стандарта VDE 220, согласно которому вероятность появления зажима, не соответствующего стандарту, составляет только 1/1000000. По стандарту EDF (Франция) NF C33-020-C33-003 эта вероятность должна составлять 1/1000.

Серия SLIP - это серия прокалывающих зажимов с зубьями для прокола изоляции. Ни для кого не секрет, что прокалывающие зажимы могут перекусывать фазные провода, особенно в однопроволочном исполнении. Зажимы серии SLIP лишены этого недостатка. Они конструктивно имеют большое количество зубьев, которые расположены зигзагообразно друг против друга со смещением.

Контактные группы прижимаются друг к другу с помощью стальных пружин, одинаково надежно работающих как при высоких, так и при низких температурах окружающей среды. Изоляционная прослойка между головкой прижимного болта и срывной головкой позволяет монтировать зажим под напряжением. При этом механическая нагрузка на прослойку возникает только при заворачивании болта, в процессе же эксплуатации механическую нагрузку пружин несет головка болта.

Для осуществления нормального усилия контактного соединения при заворачивании болта до срыва головки необходимо удерживать зажим любым способом. Например, в руках, что не всегда применимо - зажим упирается в провод и может порвать изоляцию или сломать провод, изгибая его. Другим способом является удерживание шестигранной головки в ключе , но кто может поручиться, что зажим будет легко фиксироваться, да еще и при работе монтера на опоре?

Единственный легкий и надежный способ удерживания зажима — это фиксация его нижней планкой в вилкообразном ключе. Зажимы серии SLIP имеют такую планку в нижней части.

Линейная арматура

Кроме описанных достоинств, прокалывающие зажимы серии SLIP обладают широкими возможностями по присоединению проводов в большом диапазоне сечений - от 10 до 95 мм2 для алюминиевых проводов и от 1,5 до 70 мм2 для медных.

3.Скудный ассортимент производимой отечественной продукции: для ВЛИ предлагается только 14 видов зажимов. В то же время концерн «ENSTO» предлагает для ВЛИ до 1кВ более 83 видов различных зажимов для четырехпроводной системы СИП, для системы с изолированным несущим нулевым проводником, для системы с неизолированным несущим нулевым проводником не считая другого ассортимента изделий линейной арматуры. Например: мачтовые рубильники с предохранителями, выполняющие функции предохранителя, выключателя и разъединителя; 24 наименования специального инструмента для строительства воздушных линий; арматура крепления вдоль опор, элементы фасадного крепления;шины и шинные зажимы и многое другое.

  1. Прокалывающие зубцы отечественных зажимов из алюминиевого сплава исключают применение медных проводов. В то время, когда мировая практика говорит о необходимости применения зубцов покрытых оловом.
  2. При затяжке болтов зажимов невозможно применение специального ключа – вилки ST-34,который удерживает зажим и облегчает монтаж. Монтажник в Республике Беларусь рассчитывает только на силу своих рук.
  3. Внутри прокалывающих отечественных зажимов не помещается смазка – антиоксидант.
  4. Отсутствие вариантов отечественных зажимов, где прокалывающие зубцы изолированы от затягивающих болтов, что обеспечивает возможность монтажа под напряжением без отключения потребителей.
  5. Полное отсутствие автоматических соединительных зажимов, применяемых при наращивании закончившихся проводов между опорами.
  6. Полное отсутствие в зажимах болтов со срывной головкой, что способствует созданию неразборных контактных соединений и помогает монтажнику затянуть болты с нужной силой, без использования динамометрического ключа и не повредив кабель.
  7. Отсутствие зажимов с концевыми колпачками для предотвращения проникновения влаги в жилу проводника.
  8. Отсутствие комплектов для подключения к ВЛИ переносного заземления.

Надо отметить, что географические условия Финляндии, такие как скалистый грунт, лесистая местность, большие перепады температур и высокая влажность наложили особый отпечаток на строительство линий электропередачи. Финны предпочитают воздушные изолированные линии из-за невозможности эффективного строительства подземных линий. Воздушным путем строятся даже высоковольтные изолированные линии, не считая низковольтных. Поэтому линейная арматура «ENSTO» создавалась и совершенствовалась, начиная с 50-х годов прошлого века, таким образом, чтобы она была наиболее удобной при монтаже, выдерживала большие механические нагрузки, обеспечивала надежный электрический контакт и была долговечной. О высокой прочности арматуры говорят такие факты что, при аварии, данная арматура выдерживает такую механическую нагрузку что, в конечном счёте, работает на разрушение опоры, однако подача электроэнергии при этом не прекращается.

В завершении хотелось бы вернуться к истории с лопнувшим пластиковым корпусом (толщина (!) 10 мм.) натяжного зажима на линии электропередачи в одной из деревень под Минском . При эксплуатации ВЛИ на данный зажим приходится 90% усилия по натяжению линии. Однако поломка произошла не на магистрали, а на ее ответвлении в сторону жилого дома ,где нагрузка по натяжению действующая на зажим, так как сечение провода уже не 50 мм.кв., а 16 мм.кв., намного меньше. Что произойдет на магистрали с такой «качественной» арматурой можно только догадываться. На фотографии видно, что провод держится уже не натяжным зажимом и крюком опоры , а усилием зубцов прокалывающего зажима. Ситуация в ближайшее время может перерасти в короткое замыкание на всей линии с далеко идущими последствиями, стоимость устранения которых, даже трудно предположить. На устранение пока еще поломки натяжного зажима выедет бригада из местных электросетей в составе не менее, чем из 3-х человек, во всей деревне, включая жилые дома и ферму , будет отключена электроэнергия, в течение рабочего дня будет проведен ремонт. Таким образом «копеечная» стоимость в несколько тысяч белорусских рублей данного натяжного зажима обойдется нам – белорусским гражданам и налогоплательщикам в несколько десятков, если не сотен тысяч белорусских рублей.

Смотреть цены на линейную арматуру

А теперь хотелось бы дать предложения по исправлению положения:

  1. Создание полноценных рыночных отношений, таких как конкуренция между поставщиками комплектующих для строительства ВЛИ, а также между строительными организациями, предлагающими услуги по строительству воздушных линий.
  2. Проведение соответствующих тендеров на строительство ВЛИ и поставку комплектующих для строительства по критериям цена-качество, а не только цена.
  3. Увеличение в несколько раз гарантийных сроков на построенные линии.
  4. Устранение выявленного брака при поставке комплектующих и самого строительства только за счет поставщика комплектующих и фирмы подрядчика.
  5. Учет стоимости строительства не только по смете на строительство ВЛИ, но и по будущим эксплуатационным расходам на продолжительный период.
  6. Рассмотрение инвестирования государственных средств в строительство ВЛИ в максимально большей временной перспективе. Глубокий анализ сроков их окупаемости.
  7. Снижение стоимости ВЛИ не за счет удешевления услуг по строительству и комплектации, а по статье снижения последующих эксплутационных расходов.
  8. Внедрение новейших мировых достижений и разработок.
  9. Переход на оценку качества строительства по системе международного сертификата ISO- 9001:2000.
  10. Программа импортозамещения при строительстве ВЛИ не должна снижать качество строительства и сокращать гарантийные сроки их эксплуатации.

Специалист по продажам Ерусланов Владислав Леонардович.

Документация по линейной арматуре:

Поделитесь с друзьями